Сертификация и декларирование
Обновлено: 22.08.2023
Форма обязательного подтверждения соответствия
Сертификат соответствия и декларация соответствия по закону «О техническом регулировании» являются двумя формами обязательной сертификации продукции на исполнение требований национальных стандартов, Технических регламентов, правил или других нормативных документов. Оба документа имеют на территории РФ равную юридическую силу в течение времени действия того и другого документа.
Начиная с 2013 года, когда создался Таможенный союз, документальное подтверждение соответствия продукции стало производиться не только в системе ГОСТ Р, но и в соответствии с техрегламентами. Обязательная декларация или сертификат Таможенного Союза (а в настоящее время - Евразийского экономического союза ЕАЭС) подтверждает, что ввозимый продукт разрешен к использованию в зоне Таможенного Союза (ЕАЭС), ввиду его полного соответствия заявленных параметров безопасности требованиям техрегламентов.
В чем разница между сертификатом соответствия и декларацией о соответствии
Несмотря на то, что сертификат соответствия и декларация соответствия – это две формы обязательного подтверждения соответствия, отличия между ними существуют следующие:
- В случае получения сертификата ответственность за сведения, включенные в сам документ, за безопасность продукции производитель разделяет с органом сертификации, где был оформлен документ подтверждения соответствия. В то время как при получении декларации о соответствии вся ответственность остается за производителем продукции (или другим лицом, выполняющим декларирование).
- В случае получения сертификата соответствия продукции документ заполняется на специальном типографском бланке, защищенном от подделок. Декларация соответствия продукции заполняется на обычной белой бумаге формата А4. Существуют установленные требования по оформлению данного документа. Как правило, орган сертификации предоставляет своим клиентам образцы деклараций соответствия для правильного оформления разрешительного документа.
- При проведении испытаний для получения декларации о соответствии продукции, законом предусмотрены схемы декларирования, когда достаточно заявителю предоставить протоколы испытаний, проведенные в собственных лабораториях производителя товаров, т.е. на основе собственных доказательств безопасности продукции. При проведении испытаний для получения сертификата соответствия не существуют схемы сертификации, предусматривающие применение собственной доказательной базы заявителя (за исключением схемы 9с).
Принятие декларации о соответствии может проводиться на основе двух видов схем декларирования: на базе собственных доказательств заявителя или с участием третьей стороны. В качестве третьей стороны закон допускает привлечение к работам сертификационную испытательную лабораторию, где проводятся независимые испытания образцов продукции. - Схемы сертификации и схемы декларирования, как правило, отличны друг от друга. Чаще всего при оформлении сертификатов соответствия имеется большее количество разрешенных схем сертификации, чем при оформлении декларации соответствия. Но и при получении сертификата соответствия и при оформлении декларации о соответствии в качестве дополнительных доказательств безопасности и качества продукции принимаются сертификаты качества производства (сертификаты систем менеджмента предприятия).
- Оформление сертификата соответствия всегда требует подтверждение соответствия определенному набору нормативов, которые указываются в Техническом регламенте или в Постановлении Правительства РФ, которые определяют обязательность оформления сертификата соответствия на конкретный вид продукции. При оформлении декларации о соответствии заявитель указывает конкретные нормативные документы, в соответствии с которыми осуществлялся выпуск продукции и на соответствие которых проводится оценка соответствия.
- При оформлении сертификата соответствия продукции данный документ вносится в государственный реестр сертификатов соответствия и ему присваивается уникальный регистрационный номер. Тоже происходит и с декларацией, которая регистрируется в государственном реестре деклараций соответствия. Эти документы регистрируются в разных реестрах, с разной кодификацией, т.е. должны иметь разные регистрационные номера.
Нарушение законодательства в области сертификации и декларирования продукции
Нарушение законодательства в части отсутствия обязательных разрешительных документов на продукцию влечет за собой административную ответственность. Это установлено в статьях 4 и 7 закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. Без сертификата или декларации о соответствии товаров, безопасность которых должна быть подтверждена в процессе обязательной сертификации или декларирования, невозможен законный выпуск в обращение такой продукции.
Обязательное наличие разрешительных документов на товары, предназначенные для продажи на территории нашей страны, также регламентируется федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. (далее ФЗ № 184), в котором собраны общие обязательные требования к проектированию, производству, а также реализации различных групп продукции. В законе установлены возможные формы подтверждения соответствия, в частности обязательная сертификация или декларирование, и документы, определяющие эти требования.
На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности закреплены в технических регламентах Таможенного союза. В документах также прописаны требования к получению, хранению, предоставлению в случае необходимости сертификатов, деклараций, протоколов испытаний, а также прочих материалов, подтверждающих безопасность изделий.
Требования к реализации продукции приняты постановлением Правительства РФ № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» от 21 июля 1997 г., где также установлена необходимость получения разрешительных документов для продукции, в отношении которой действуют обязательные нормы безопасности (статья II пункт 30).
Схема 1. Законодательство в области обеспечения соответствия продукции
Степень ответственности за нарушение законодательства установлена в Кодексе Российской Федерации № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. (далее КоАП РФ), а именно главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности».
Ответственность заявителей
Обязанности заявителя в области обязательного подтверждения безопасности продукции, как при сертификации, так и при декларировании соответствия, регламентированы в статье 27 ФЗ № 184.
Заявитель должен:
- обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов или других нормативно-технических документов, предъявляющих обязательные требования безопасности к продукции;
- выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
- указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате или декларации о соответствии;
- прекращать реализацию продукции, если действие сертификата или декларации приостановлено или срок действия документов истек;
- извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции и т. д.
Кроме того, в положениях технических регламентов Таможенного союза установлено, что заявитель обязан хранить протоколы испытаний, полученные в процессе декларирования соответствия на собственных обоснованиях безопасности, в течение 5 лет после окончания срока действия декларации.
За нарушение обязательств заявитель несет административную ответственность согласно законодательству нашей страны. Размеры штрафов по каждому виду нарушения указаны в сводной таблице штрафов.
Ответственность органов по сертификации
В задачи органа по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, а также регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции. Получение документов заявителем осуществляется только после проверки специалистами органов:
- правильности всех материалов на продукцию, заявителя, с указанием регистрационных и учредительных документов;
- степени соблюдения установленных требований в технических регламентах, стандартах и прочей нормативно-технической документации;
- правильности кодов ОКПД2/ТН ВЭД ЕАЭС продукции;
- достоверности результатов испытаний и исследований продукции;
- достоверности результатов анализа состояния производства;
- прочих документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции требованиям безопасности.
Объект проверки зависит от применяемой схемы сертификации или декларирования. При этом в любом случае сертификат не может быть выдан, а декларация не может быть зарегистрирована органом по сертификации без обоснованных доказательств подтверждения безопасности продукции.
Административная ответственность органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 41 ФЗ № 184. Под нарушением при этом понимаются действия, повлекшие за собой:
- выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
- причинение заявителю убытков от упущения выгоды, в результате необоснованного отказа в выдаче, приостановления или прекращения действия сертификата.
За необоснованную выдачу сертификатов и регистрацию деклараций органом по сертификации установлена также административная ответственность. В большинстве случаях за нарушение установленных законодательством требований взимается штраф, размер которого определен в сводной таблице штрафов.
Ответственность испытательных лабораторий
Для проведения испытаний отобранных типовых образцов сертифицированной или декларируемой продукции органы по сертификации заключают договор с испытательными центрами, в котором прописываются условия исследований. При этом в целях сертификации может быть привлечена только испытательная лаборатория, имеющая аттестат аккредитации на такие товары, в соответствии со статьей 26 пунктом 4 ФЗ № 184.
Что касается выбора испытательной лаборатории при декларировании, то он зависит от применяемой схемы декларирования, которыми может быть разрешено осуществление исследований в неаккредитованной лаборатории.
После осуществления испытаний лаборатория обязана предоставить достоверные результаты таких исследований, что также установлено в ФЗ № 184 (статья 26 пункт 4).
Степень ответственности испытательных лабораторий за выдачу недостоверных и необъективных результатов исследований и измерений определяется согласно статье 42 ФЗ № 184.
Сводная таблица штрафов
Правонарушение | Ответственный исполнитель | Вид наказания (штраф от - до, руб.) | Статья КоАП РФ | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Для граждан | Для должностных лиц | Для ИП | Для юр. лиц | |||
Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов | Заявитель - продавец | 1 000 - 2 000 | 3 000 - 10 000 | 10 000 - 20 000 | 20 000 - 30 000 | 14.4 |
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара, при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара | Заявитель – производитель, продавец, импортер | 3 000 - 5 000 | 12 000 - 20 000 | - | 100 000 - 500 000 | 14.7 |
Сокрытие достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, продавце, импортере и о режиме их работы1 | Заявитель – производитель, продавец, импортер | - | 500 - 1 000 | - | 5 000 - 10 000 | 14.8 |
Не соблюдение обязательных требований технических регламентов или иных обязательных документов2 | Заявитель – производитель, продавец, импортер | 1 000 - 2 000 | 10 000 - 20 000 | 20 000 - 30 000 | 100 000 - 300 000 | 14.43 |
Не соблюдение обязательных требований технических регламентов или иных обязательных документов, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений | Заявитель – производитель, продавец, импортер | 2 000 - 4 000 | 20 000 - 30 000 | 30 000 - 40 000 | 300 000 - 600 000 | 14.43 |
Недостоверное декларирование соответствия продукции | Заявитель – производитель, продавец, импортер | - | 15 000- 25 000 | - | 100 000 – 300 000 | 14.44 |
Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов | Заявитель – производитель, продавец, импортер | - | 25 000- 30 000 | - | 300 000- 500 000 | 14.44 |
Недостоверное декларирование соответствия продукции, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, | Заявитель – производитель, продавец, импортер | - | 35 000-50 000 | - | 700 000 – 1 000 000 | 14.44 |
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате или декларации о соответствии | Заявитель – производитель, продавец, импортер | - | 20 000 - 40 000 | - | 100 000 - 300 000 | 14.45 |
Маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой не подтверждено требованиям технических регламентов3 | Заявитель – производитель, продавец, импортер | - | 10 000 - 20 000 | - | 100 000 - 300 000 | 14.46 |
Нарушение правил выполнения работ по сертификации/ декларированию соответствия4 | Орган по сертификации | - | 20 000 - 40 000 | - | 400 000 - 500 000 | 14.47 |
Необоснованная выдача или отказ в выдаче сертификата, либо необоснованное приостановление его действия5 | Орган по сертификации | - | 20 000 - 30 000 | - | 50 000 - 100 000 | 14.47 |
Нарушение органом по сертификации установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил заполнения формы сертификата соответствия, не повлекшее за собой необоснованной выдачи органом по сертификации сертификата соответствия, - | Орган по сертификации | - | 5 000 - 10 000 | - | 10 000 - 20 000 | 14.47 |
Представление недостоверных результатов исследований6 | Испытательная лаборатория | - | 30 000 - 50 000 | - | 400 000 - 500 000 | 14.48 |
Таблица 1. Виды правонарушений в части реализации продукции и ответственность за них
Примечания:
- Для начала может быть применено предупреждение.
- При возникновении ситуаций, повлекших за собой угрозу причинения вреда жизни или здоровья граждан, размер штрафа может быть удвоен.
- При возникновении ситуаций, повлекших за собой угрозу причинения вреда жизни или здоровья граждан, размер штрафа может быть увеличен до 50 000 руб. для должностных лиц и до 1 000 000 руб. для юр. лиц.
- В некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации на срок до 1 года. Кроме того, при поступлении в обращение продукции, оценка соответствия которой была проведена с нарушениями, ответственность органа по сертификации может вырасти до 1 000 000 руб. или дисквалификации на срок до 3 лет.
- В некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации на срок до 1 года.
- В некоторых случаях для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации на срок до 3 лет.