Причем надлежит учитывать правила отдельных стран, в которые экспортируются продвигаемые товары. Нельзя забывать и о том, что эти правила периодически меняются. Недавно собственные нормы обновила Турция, которая является крупным экспортером продукции в Российскую Федерацию и активно импортирует товары из РФ.
С апреля 2023 года в Турции действуют новые правила и рекомендации в отношении продтоваров и биологически активных добавок к пище (БАДов). Нововведения, отраженные в тематическом Регламенте, касаются заявлений о пищевой ценности соответствующих товаров и их пользе для здоровья.
Новый Регламент и его ключевые положения
Текст Регламента был опубликован в Правительственном вестнике Республики Турция (тур.: Resmi Gazete) от 20 апреля 2023 года под номером 32169. Он также доступен на официальном сайте Турецкого агентства по лекарственным средствам и медицинским изделиям (тур.: Türkiye İlaç ve Tıbbi Cihaz Kurumu; TITCK).В соответствии с положениями Регламента, заявление о пользе для здоровья может использоваться на этикетке или при рекламе продуктов питания и пищевых добавок. Такое заявление:
- не может быть расплывчатым, ложным или вводящим в заблуждение;
- не должно вызывать сомнений в адекватности или надежности других продуктов;
- не может использоваться для поощрения чрезмерного потребления определенного товара;
- не должно вызвать беспокойство у потребителя;
- не может относиться к изменениям функций организма посредством письменных, графических или символических представлений информации.
Дополнительные требования:
- запрещено использовать заявления о пользе для здоровья применительно к продтоварам и БАДам, названия которых аналогичны названиям официально зарегистрированных и лицензированных медицинских изделий для человека, медицинских устройств и специального питания медицинского назначения;
- заявление о пользе для здоровья должно быть составлено таким образом, чтобы среднестатистический потребитель мог легко понять положительный эффект;
- заявления о пользе для здоровья должны составляться применительно к продуктам, готовым к употреблению в соответствии с инструкцией по применению;
- когда условием положительного эффекта выступает употребление определенной порции, информация об этом должна быть отражена в тексте заявления о пользе для здоровья и маркировке пищевых продуктов / БАДов;
- заявления о пользе для здоровья могут использоваться при условии включения следующей информации в этикетку продукта или, при отсутствии этикетки, в презентацию и рекламу продукта:
- утверждение о важности сбалансированного и разнообразного питания и здорового образа жизни;
- рекомендации по количеству и режиму потребления пищи, которые необходимо соблюдать для достижения заявленного полезного эффекта;
- (при необходимости) предупреждение для людей, которым не следует употреблять соответствующие продукты в пищу;
- предупреждение о пищевых продуктах, которые могут неблагоприятно повлиять на здоровье в случае чрезмерного употребления.
- категорически запрещается использование следующих заявлений о пользе для здоровья:
- утверждения о том, что неупотребление рекламируемого продукта может отрицательно сказаться на здоровье;
- заявления, относящиеся к количеству или скорости потери / прибавки веса;
- заявления, содержащие или подразумевающие выражения благодарности, похвалы или одобрения, связанные с опытом лица или национальной / международной организации, информирующей потенциальных потребителей о пользе для здоровья рекламируемого продукта.
- чтобы использовать заявление о пользе продукта для здоровья, надлежит продемонстрировать, что присутствие, отсутствие или уменьшение содержания заявленного питательного вещества или другого элемента в продукте оказывает благотворное питательное или физиологическое воздействие, что подтверждается общепринятыми научными данными.
В дополнение к указаниям, изложенным выше, должны быть выполнены, по крайней мере, два из следующих условий, чтобы можно было использовать заявление о пользе для здоровья при рекламе пищевых продуктов, кроме пищевых добавок:
- концентрация натрия в составе продукта должна быть не более 100 мг/100 ккал;
- на насыщенные жирные кислоты, содержащиеся в продукте, должно приходиться не более 10% общей энергетической ценности;
- на сахар, содержащийся в продукте, должно приходиться не более 10% общей энергетической ценности;
- содержание кальция в составе продукта должно быть не менее 55 мг/100 ккал;
Оценки, запреты и апелляции
Ведомство TITCK отныне уполномочено формировать специальную консультативную комиссию для оценки заявлений о пользе для здоровья, когда это необходимо. Ведомство также может запрашивать мнения представителей научных кругов и сторонних специалистов по данному вопросу.При необходимости конкретное заявление о пользе для здоровья может быть изменено в соответствии с результатами оценки. Ведомство TITCK также уполномочено вводить запрет на применение конкретного заявления о пользе для здоровья в ходе рекламных кампаний и иным образом, если и когда это будет сочтено необходимым с точки зрения общественного здравоохранения и других критериев.
Заинтересованные стороны вправе обжаловать решения TITCK в течение 30 дней с момента уведомления о принятии конкретных решений. Апелляции рассматривается ведомством в течение 30 дней, и о результатах сообщается заявителю. Решение, принятое в результате рассмотрения возражения, является окончательным. Соответственно, по окончательному решению не может быть подана новая апелляция.