г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Снижать риски при транспортировке нефти и газа помогают стандарты МЭК

Опубликовано: 14.05.2021

Обновлено: 14.05.2021


  • Снижать риски при транспортировке нефти и газа помогают стандарты МЭК
Подобно многим другим отраслям нефтегазовый сектор в значительной степени зависит от сырьевой логистики. В данном случае речь о транспортировке сырой нефти от скважин на нефтеперерабатывающие заводы или нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов на конечные пункты назначения вроде заправок с использованием танкеров в море, а также трубопроводов, железных дорог и грузовиков на суше. Природный газ в основном транспортируется с применением трубопроводов и танкеров, приспособленных для перевозки сжиженного природного газа.

Минимизировать риски при перемещении нефти и газа по воде и суше помогают добровольные основанные на консенсусе стандарты от Международной электротехнической комиссии (International Electrical Commission; IEC; МЭК).

Безопасность на танкерах

Безопасность играет ключевую роль при транспортировке рассматриваемых веществ. Возьмем танкеры в качестве примера. Независимо от размера (от небольших универсальных танкеров для нефтепродуктов до супертанкеров, перевозящих сырую нефть), подобные суда всегда сталкиваются с огромным количеством опасностей, включая, помимо прочего, следующие:  
  • Груз, который является легковоспламеняющимся по своей природе и способен выделять ряд взрывоопасных газов;
  • Переносимое моряками оборудование / снаряжение, включая фонарики, мобильные телефоны или фотоаппараты, способно выступать источником рисков, повышая опасность пожара / взрыва. Особенно если подобное снаряжение не является искробезопасным. На соответствующих судах следует использовать только искробезопасное и взрывозащищенное снаряжение;
  • Все электрическое оборудование в целом, включая электроинструменты, используемое в повседневной работе и для ремонта, является источником рисков;
  • Молнии; 
  • Электромагнитные бури; 
  • Сигареты, которые в прошлом вызвали пожары на танкерах, что привело к общему запрету на курение на палубе и в ряде иных частей судна.

Конструкция танкера

Конструкция танкера чрезвычайно важна. Ожидается, что все старые суда, имеющие однокорпусную конструкцию, будут выведены из эксплуатации к 2026 году в соответствии с Международной конвенцией о предупреждении загрязнения морей сбросами с судов (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships / MARPOL 73/78). Большинство новых танкеров имеют двойной корпус, что создает дополнительное буферное пространство между внешней обшивкой  и резервуарами для хранения нефти / нефтепродуктов.

С 1970-х годов количество разливов нефти в морях и океанах резко сократилось. По данным Международной федерации владельцев танкеров об ответственности за загрязнение нефтью (International Tanker Owners Pollution Federation; ITOPF), среднегодовое число подобных инцидентов в 1970-х составляло 79. В 2010-х показатель уменьшился более чем на 90% до 6.

Считается, что современные танкеры более безопасны с точки зрения риска возникновения инцидентов, связанных с посадкой на мель, но все же вероятность нарушения целостности резервуаров с нефтью / нефтепродуктами существует в случае возникновения пробоины в корпусе или отказа оборудования, пожара / взрыва или столкновения с другим судном.

Наземный транспорт

При транспортировке нефти или газа по суше выбор делается между грузовиками, железными дорогами и трубопроводами. В случае автоцистерн меры безопасности дорожного движения идут дальше простого ограничения скорости. 

Резервуары на грузовиках герметичны, а система разделителей останавливает движение жидкости вперед и назад. Форма сечения цистерны также играет важную роль и обеспечивает более безопасную транспортировку: овальная – для дизельного топлива и бензина, круглая – для СПГ.

Исторически железные дороги были основным средством транспортировки нефти. Сегодня они конкурируют с трубопроводами, но, поскольку железнодорожная инфраструктура предлагает более высокий уровень гибкости при формировании маршрутов, они по-прежнему являются жизнеспособной альтернативой.

Общие проблемы

У всех транспортных средств есть свои преимущества, недостатки и общие черты: необходимость в постоянном техническом обслуживании, внеплановом ремонте и капитальном ремонте, использование взрывобезопасного оборудования, когда это применимо, а также дополнительные меры безопасности в случае морских судов и автодорожных транспортных средств.

Операторам надлежит принимать необходимые меры, чтобы гарантировать, что коррозия конструкционных элементов, утечки и отказы оборудования не останутся незамеченными и будут устранены максимально оперативно, позволяя избежать человеческих жертв и ущерба окружающей среде.

Автоматизация и интеллектуальные технологии все чаще используются в нефтегазовой отрасли. В дополнение к многочисленным технологическим достижениям, делающим автомобили более безопасными, включая системы автоматического торможения, адаптивный круиз-контроль, датчики и системы оповещения, системы логистического менеджмента предоставляют ценную помощь в мониторинге цепочек поставок и определении того, как, когда и куда следует перемещать товары для достижения максимального уровня безопасности. Датчики также помогают отслеживать коррозию, трещины и необычное поведение конструкционных элементов резервуаров и трубопроводов.

Разработка и изготовление с прицелом на взрывоопасные зоны

Все компоненты оборудования и устройств, используемых во взрывоопасных средах, большие или малые, электрические или неэлектрические, надлежит проектировать и изготавливать в соответствии со строгими требованиями, изложенными в стандартах и спецификациях. 

Речь в первую очередь идет о серии международных стандартов МЭК 60079 "Взрывоопасные среды" (ИСО / МЭК 80079), разработанной техническим комитетом МЭК / ТК 31 (Оборудование для взрывоопасных сред) и его подкомитетом ПК / 31M (Неэлектрическое оборудование и защитные системы для взрывоопасных сред).

Обязательное тестирование и сертификация

Помимо проектирования и изготовления устройств в соответствии с международными стандартами МЭК надлежит проводить испытания и выполнять сертификационные процедуры, чтобы гарантировать соответствие оборудования установленным критериям. Продукция, имеющая сертификат соответствия, удовлетворяет критериям безопасного использования во взрывоопасных средах.

Для тестирования и сертификации часто используется Система сертификации на соответствие стандартам МЭК, относящимся к оборудованию, предназначенному для использования во взрывоопасных средах (IEC System for Certification to Standards Relating to Equipment for Use in Explosive Atmospheres; IECEx).

Сертификат IECEx является четким доказательством соответствия международным стандартам и важной гарантией для всех, кто несет ответственность за безопасность персонала, а также ценного имущества и окружающей среды.

Ремонт вместо замены

Внедрение взрывозащищенного оборудования сопряжено с гораздо более высокими капитальными затратами, чем развертывание аналогичного оборудования, предназначенного для использования в других местах, где риск взрывов и пожаров минимален. 

Поэтому его ремонт часто оказывается более экономичным, чем замена. Технический комитет МЭК / ТК 31 разработал тематический стандарт МЭК 60079-19 "Взрывоопасные среды - Часть 19: Ремонт, капитальный ремонт и восстановление оборудования".

Документ предлагает инструкции (в основном технического характера) по ремонту, капитальному ремонту, восстановлению и модификации оборудования, предназначенного для использования во взрывоопасных средах. Применение стандарта гарантирует сохранение в процессе ремонта уникальных функций и технических особенностей, связанных с взрывозащитой. 

Проверка на соответствие требованиям МЭК 60079-19 в рамках системы IECEx включает аудиты на месте перед выдачей сертификата и периодическую подготовку аудиторских отчетов. Инфраструктура сервисных центров, сертифицированных IECEx, также охватывает другие услуги, связанные с взрывозащитой, включая контроль установки и проверку взрывобезопасного оборудования.

Высокий уровень безопасности сотрудников

Что делать, если операторы оборудования не обладают определенной квалификацией, необходимой для работы во взрывоопасных средах? В рамках IECEx была разработана схема сертификации компетентности персонала для оценки и сертификации лиц, работающих в потенциально опасных зонах.

Документ IECEx CoPC (Certificate of Personnel Competence / сертификат компетентности персонала) представляет собой доказательство того, что его владелец обладает необходимой квалификацией и опытом для работы с электрическим оборудованием, расположенным во взрывоопасных зонах, и может выполнять требования международных стандартов МЭК, касающиеся взрывоопасных сред.

Простой оценкой знаний дело не ограничивается. В случае CoPC компетенция определяется как «способность применять знания». Процесс включает оценку способности специалистов выполнять определенные задачи, связанные с взрывозащитой.

Поделиться с друзьями!

Теги: IEC МЭК природный газ нефтегазовый сектор энергетика топливо безопасность взрывоопасная среда МЭК 60079-19 МЭК 60079 ИСО / МЭК 80079 MARPOL ITOPF IECEx IECEx CoPC


Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости