г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Как стандарты МЭК помогают создавать беспилотные подлодки для взрывоопасных сред

Опубликовано: 19.03.2019

Обновлено: 19.03.2019


  • Как стандарты МЭК помогают создавать беспилотные подлодки для взрывоопасных сред
Подводные транспортные средства с дистанционным управлением, часто называемые "роботизированными подводными лодками", используются в нефтяной и газовой промышленности в течение многих лет, предназначаясь для эксплуатации в экстремальных средах. 

При этом их создатели в своей работе опираются на многочисленные релевантные основанные на консенсусе добровольные стандарты от Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission; IEC; МЭК). 

Эти устройства, которые комплектуются очень сложными электронными датчиками, микрочипами и механизмами, являются "глазами", "ушами" и "руками" своих операторов-людей . При этом операторы управляют ими, как правило, с кораблей или стационарных морских платформ.

История развития технологии 

Первые попытки разработки таких устройств были предприняты еще в середине 60-х годов 19 века, когда инженеры компании Luppis-Whitehead Automobile разработали похожий на торпеду "запрограммированный подводный аппарат" PUV (Programmed Underwater Vehicle).

Спустя почти столетие (в 1952 году, если точнее) Дмитрий Ребиков создал первый подводный скутер, на базе которого затем было изготовлено первое в мире подводное транспортное средство с дистанционным управлением через кабельное соединение, названное "Poodle".

В 60-е годы прошлого века локомотивом технического прогресса в рассматриваемой области стали исследовательские подразделения ВМС США, создавшие подводный аппарат с кабельным управлением CURV (Cable-Controlled Underwater Vehicle). Это устройство предназначалось для проведения глубоководных спасательных операций.

Преимущества для нефтегазовой промышленности

Предприятия из сектора нефтегазовой промышленности быстро оценили полезность таких устройств, которые могли бы помочь в разведке и разработке морских месторождений углеводородов. 

С 80-х годов прошлого века подобные устройства использовались субъектами нефтегазового сектора для решения постоянно растущего числа задач, которые не могли быть выполнены водолазами-людьми: от простого осмотра подводных конструкций, платформ и трубопроводов на значительной глубине и в опасных условиях до соединения и укладки магистральных трубопроводов.

На протяжении многих лет возрастала потребность во все более мощных и надежных устройствах, которые могли бы заплывать все глубже и выполнять все более сложные задачи. Одним из важнейших нововведений последних лет стало внедрение в начале 80-х годов прошлого века оптоволоконных соединений для мгновенной передачи управляющих сигналов и видеоданных. Это позволило устройствам, которые ранее контролировались с помощью медных кабелей, работать на большей глубине при решении разнообразных задач в морском нефтегазовом секторе.

В зависимости от своей категории такие устройства могут оснащаться видеокамерами и осветительными приборами с меняющейся интенсивностью светоизлучения; акустическими и следящими датчиками (устройства слежения и измерения, сканирующие сонары, профилирующие сонары, батиметрические системы и трекеры труб); датчиками неразрушающего контроля, используемыми для проверки целостности конструкции; устройствами для очистки (вращающаяся проволока, нейлоновые щетки, водометы и так далее) для очистки морской инфраструктуры ; а также множеством одноцелевых или многорежимных рабочих инструментов.

Самые современные на сегодняшний день устройства комплектуются датчиками машинного зрения и движения, могут маневрировать с точностью до 5-10 мм и обеспечивать высочайший уровень безопасности и эффективности при подводных операциях.

Взрывозащищенное оборудование

Датчики, разъемы, переключатели или камеры - это всего лишь часть элементов, которыми оснащаются рассматриваемые подводные транспортные средства. Если же они предназначены для нефтяной и газовой промышленности, такие транспортные средства также должны соответствовать очень специфическим и строгим требованиям по взрывозащищенности – точно также же, как любое оборудование или материалы, используемые во взрывоопасных средах. Тот факт, что они работают под водой, не имеет никакого значения.

Организация МЭК в течение многих лет находится на переднем крае в этой области, готовя и публикуя международные стандарты и создавая систему оценки соответствия, которая обеспечивает испытания и сертификацию оборудования для работы во взрывоопасных средах.

Технический комитет МЭК (ТК) 31 "Оборудование для взрывоопасных сред" опубликовал множество международных стандартов, которые охватывают многочисленные конкретные требования к оборудованию и системам взрывозащиты: от базовых требований до описания уровней защиты для устройств, используемых в опасных средах. 

Посредством Международной системы МЭК по сертификации электрооборудования для взрывоопасных сред (IEC System for Certification to Standards Relating to Equipment for Use in Explosive Atmospheres; IECEx; МЭКЕх) организация МЭК распространяет механизмы, призванные помочь субъектам промышленности, органам власти и регулирующим органам в обеспечении наивысшего уровня безопасности для оборудования и людей, работающие во взрывоопасных зонах .

Но одного лишь следования этим стандартам при производстве таких устройств и оборудования мало. Большинство производителей и поставщиков подобных устройств торгуют ими на мировом рынке и должны соответствовать очень строгим требованиям, установленным национальными правилами и законодательством отдельных стран.

Поделиться с друзьями!

Теги: IEC МЭК подлодка транспорт IECEx МЭКЕх


Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости