Изменения требований в национальной системе сертификации
Опубликовано: 17.08.2022
Обновлено: 18.08.2022
Каковы правила в отношении продукции, которая не попадает в область распространения действующих технических регламентов?
В Российской Федерации есть наднациональный уровень законодательства – это технические регламенты Таможенного союза и довольно большая часть продукции попадает под их действие. Продукция, которая не попала ни в один из технических регламентов Таможенного союза, может либо не подлежать сертификации вообще, либо попадает под действие национального законодательства, под национальную сертификацию. На дату публикации текста 17 августа 2022 г. это Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», которое действует до 1 сентября 2022 года.
А с 1 сентября 2022 г. вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации
от 23 декабря 2021 г. № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которое заменяет ПП РФ № 982. И оно довольно сильно отличается от ПП РФ № 982 и предъявляет более строгие требования.
Что изменится 1 сентября 2022 г.
ПП РФ №2425, которое вступит в силу 1 сентября 2022 года:
-
распространяется на более широкий круг продукции;
-
регулирует вопросы методик проведения испытаний для подтверждения соответствия продукции (чего не было в ПП РФ №982);
-
запрещает использование собственных доказательств и сертификатов на СМК для подтверждения соответствия без использования протоколов испытаний, проведённых аккредитованной лабораторией. Под аккредитованной лабораторией понимаются только те лаборатории, которые числятся в реестре Росаккредитации, в критериях Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Это самая большая проблема для тех, кто привык подтверждать соответствие в облегченном варианте, например, приняв сертификат ИСО 9000 в качестве обоснования. В декабре 2021 года было принято постановление, которое регулирует доказательную часть, которая уже в рамках ПП РФ №982 запрещала такой способ доказательства подтверждения соответствия как сертификат ИСО или протокол заводских испытаний. Таким путём часто пользовались производители высоковольтного оборудования и, например, изготовители и покупатели аккумуляторов.
Что будет с сертификатами, которые оформлены по ПП РФ № 982
Продукция, на которую сейчас оформлены декларации о соответствии или сертификаты соответствия по ПП РФ №982, будут действовать до срока их окончания, но не позднее 1 сентября 2025 года.
Кроме того, есть продукция, которая попала в перечни продукции ПП РФ №2425, которой не было в ПП РФ №982. И в части этой продукции разрешено не подтверждать её соответствие в течение ещё одного года.
У ПП РФ №2425 есть срок действия, его приняли на 6 лет, за которыми последует либо пролонгация, либо замена.
Чем интересуются потенциальные заявители
Вопросы потенциальных заявителей делятся на
-
Отнесение продукции к объектам подтверждения соответствия техническим регламентам или национальному подтверждению соответствия - то есть вопросы идентификации продукции. Люди часто не понимают, что эти области продукции не пересекаются. Например, по ПП РФ №2425 сертификации будут подлежать, например, сантехнические смесители, трубы и фасонные изделия из термопластов и этой продукции нет ни в одном из техрегламентов Таможенного союза.
-
Вопросы использования доказательной базы: кто может выдать документы, как они должны выглядеть и др.